Экономическая политика "Новый курс"

Как провалился. Возможно даже, что он продлил Великую депрессию. И все же нам постоянно говорят, что «Но­вый курс» остается самым значительным отечественным достижением Соеди­ненных Штатов в XX веке, а также моделью, которую либералы постоянно стремятся имитировать, сохранять и возрождать. Как известно, Нэнси Пело- си сказала в 2007 году, что три слова подтверждают, что у демократов еще остались идеи: «Франклин Делано Рузвельт».

 Откуда такая преданность? Чаще всего можно услышать, что «Новый курс» дал американцам «надежду» и «веру» в «дело, большее, чем они сами». Надежда на что? Вера во что? Какое «дело»? Ответ: либеральное государство-Бог (или «Великое общество», если этот вариант кажется вам более предпочтительным), которое представля­ет собой не что иное, как общество, управляемое государством-Богом в соот­ветствии с общей волей. «Новый курс» стал религиозным прорывом для американского либерализ­ма. Мало того, что вера в либеральный идеал стала исключительно религиоз­ной по своей сути - иррациональной, догматической, мифологической, - мно­гие интеллектуалы из либералов признали этот факт и приветствовали его. В 1934 году Дьюи охарактеризовал борьбу за либеральный идеал как чисто «религиозную».

Турман Арнольд, один из самых влиятельных идеологов «Но­вого курса», предложил преподавать американцам новую «религию государ­ства», которая, наконец, освободит общество от суеверий индивидуализма и свободного рынка. Это соответствовало заявлению Робеспьера о необходи­мости культивирования «религиозного инстинкта» для защиты революции. Апофеоз либеральных устремлений при Франклине Делано Рузвельте пришелся на период не «Нового курса», а Второй мировой войны. В своем докладе о положении в США, прозвучавшем в 1944 году, он предложил «вто­рой билль о правах». На самом деле это было выступление в поддержку ново­го билля о правах, перевернувшее оригинальный документ с ног на голову.