Гениальность Сэнгер

Гениальность Сэнгер заключалась в том, что ей удалось поспособствовать кампании Росса за социальный контроль, соотнеся расистско-евгеническую кампанию с сексуальным удовольствием и освобождением женщины. В своем «Своде правил, призванных остановить избыточное рождение детей» (Code to Stop Overproduction of Children), опубликованном в 1934 году, она постанови­ла, что «ни одна женщина не имеет законного права рожать детей без разреше­ния... Позволяется родить не более одного ребенка».

Но Сэнгер сформулиро­вала эту фашистскую программу на том основании, что «эмансипированные» женщины не стали бы возражать против таких мер прежде всего потому, что им на самом деле не нужна большая семья. В своем метафорическом высказыва­нии, которое позже станут повторять такие феминистки, как Бетти Фридан, она утверждала, что материнство само по себе является социально обусловленным ограничением свободы женщин. Желание иметь большую семью представляло собой разновидность того, что марксисты называют ложным сознанием. Сэнгер считала (совершенно справедливо, как выяснилось позже), что если бы женщины воспринимали половой акт в первую очередь как источ­ник удовольствия, а не действие с целью продолжения рода, то регулирова­ние рождаемости стало бы для них необходимым средством для получения личного удовлетворения.

Она блестяще использовала риторику освобождения для убеждения женщин в том, что речь идет не о следовании некоторой кол­лективистской схеме, а о необходимости «говорить правду власти»48. Нацисты добились успеха при помощи точно такой же уловки. Они взяли за основу радикальную ницшеанскую доктрину личной воли и превратили ее в мод­ную догму «конформизма среднего класса». Этот ловкий прием также лежит в основе «индивидуализма», чрезвычайно популярного ныне среди мятежных конформистов на левом фланге американской культуры. Тем не менее вывод Сэнгер оказался верным и вылился в типичное для феминисток отождествле­ние секса с политическим восстанием. Сэнгер, по сути, «откупилась» от жен­щин (и признательных мужчин), предложив им терпимость к распущенности в обмен на согласие следовать ее евгеническим схемам.