Герберт Спенсер

Герберт Спенсер  предполагаемый основатель социального дарвинизма, стал символом всего того, что было неправильным в классическом либерализ­ме. Спенсер действительно был дарвинистом (он придумал выражение «вы­живание наиболее приспособленных»), но собственная интерпретация эво­люционной теории укрепила его во мнении, что людей необходимо оставить в покое. Почти во всех смыслах Спенсер был хорошим (хотя и классическим) либералом: он ратовал за благотворительность, избирательное право для жен­щин и за гражданские свободы.

При этом он был воплощением всего отстало­го, реакционного и неверного по сравнению с прогрессивным мировоззрением не потому, что поддерживал гитлеровские схемы принудительной расовой ги­гиены, а потому, что он категорически выступал против них. По сей день хо­рошим тоном среди либеральной интеллигенции и историков считается крити­ка Спенсера как философского олицетворения расизма, свойственной правым «скупости» и даже холокоста Вследствие ряда ошибочных выводов в исследованиях либерального исто­рика Ричарда Хофстедтера почти все так называемые «бароны-разбойники» XIX и начала XX века также стали именоваться «социальными дарвиниста­ми», хотя позднее историки доказали, что влияние дарвинизма на промышлен­ников «позолоченного века», если таковое вообще имело место, было весьма незначительным.

Дарвинизм был идеей фикс для интеллигенции и ученых. У «баронов-разбойников» вообще не было формального образования. Если их мировоззрение на чем-нибудь и основывалось, то это были христианская этика и труды Адама Смита. Кроме того, они считали, что капитализм полезен для бедных. Однако избирательное цитирование и широкие обобщения (обычно с изрядной долей марксистских клише) превратили «баронов-разбойников» в суррогатных фашистов Несколько историков предложили решение этой загадки, назвав прогресси­стов «дарвинистами реформистского толка».