Государственная политика США

На протяжении всей истории неизменно была направлена в первую очередь на укрепление мощи страны. Принято счи­тать, что консерваторы пытаются урезать полномочия правительства, а либе­ралы, наоборот, расширить (причем это им удается). Можно привести немало доказательств этому, однако большинство из них лишь косвенно подтвержда­ют данный вывод.

Либералы часто выступают за ограничение влияния прави­тельства на судебную систему («права Миранды» узаконил либеральный «суд Уоррена»), национальную безопасность (либеральные круги оказали проти­водействие Закону о патриотизмеи внутреннему наблюдению), а также на такую обширную, но не имеющую четко выраженных границ область жизни общества, как «узаконенная мораль». Хотя конкретные политические страте­гии вызывают немало разногласий, практически все консерваторы и большин­ство либертарианцев предпочитают отводить государству традиционную роль «ночного сторожа». Многие идут еще дальше, считая, что государство должно определять нормы порядочного и культурного поведения своих граждан и обе­спечивать их соблюдение. Короче говоря, спор о масштабах государственной власти зачастую сво­дится к более глубоким рассуждениям о роли государства.

В этой главе будет предпринята попытка показать, что либералы, идущие вслед за «отцами ли­берального фашизма» Руссо и Робеспьером, видят в государстве фактически замену Бога и разновидность политической религии. Исторически сложилось так, что для многих либералов главное предназначе­ние государства заключается в его функциях, а не в могуществе. Представители как прогрессивизма, так и фашизма были твердо убеждены в том, что в совре­менном обществе государство должно занимать место религии. Некоторые из них считали так, потому что верили, что Бог умер.