Гражданское общество

В представлении деревня - это прекрасное место, где все получают поддержку, воспитание и заботятся друг о друге. Ее идея сво­дится к следующему: от принципа «все в государстве, ничего вне государ­ства» к принципу «все в деревне, ничего за пределами деревни». «Деревня, - пишет она, - больше не может определяться как место на карте, или список лиц, или организаций, но ее суть остается прежней: это совокупность цен­ностей и отношений, которые поддерживают нас и влияют на нашу жизнь». В деревне Хиллари концепция гражданского общества гротескно деформи­рована. Традиционно гражданское общество - это свободное и открытое про­странство, заполненное тем, что Бёрк называл «маленькими группами», не зависимыми объединениями граждан, которые преследуют свои собственные интересы и цели при отсутствии вмешательства или принуждения со сторо­ны государства.

Хиллари понимает гражданское общество иначе. В книге, изобилую­щей похвалами в адрес всех мыслимых общественных организаций Аме­рики, госпожа Клинтон упоминает о «гражданском обществе» только один раз. В одном-единственном абзаце она определяет это понятие как, по сути, еще один способ описания деревни. «Гражданское общество, - пишет она, - это просто термин, который социологи используют, чтобы описать, как мы работаем вместе для достижения общих целей». Нет, нет и еще раз нет. «Гражданское общество» - это термин, который социологи используют для описания того, как различные группы, отдельные личности и семьи работают для достижения своих собственных целей, вследствие чего общество стано­вится в должной мере демократическим.   

Гражданское общество представ­ляет собой развитую экосистему, состоящую из автономных образований - церквей, предприятий, добровольных и районных ассоциаций, профсоюзов и т. д., - которая помогает регулировать жизнь за рамками государственного контроля. Боулинг-лиги благодаря гарвардскому социологу Роберту Патнэ­му считаются архетипическим институтом гражданского общества. Они не выполняют функцию механизмов сотрудничества для достижения «общих целей». Покойный ныне Сеймур Мартин Липсет даже показал, что многие профсоюзы являются коррумпированными и нелиберальными, но пока они остаются независимыми от государства (и наоборот) они способствуют укре­плению демократии. Однако в деревне Хиллари Клинтон нет городской площади, где свободные мужчины и женщины и их добровольные объединения взаимодействуют друг  с другом на своих собственных условиях без опеки государства. Частных де­ловых отношений нет в принципе, есть только «духовное сообщество, которое связывает нас с некоторой высшей целью» и которым управляет государство.

Этот принцип социальной общности возрожденный в облике социально­евангелического детского сада. Давайте еще раз вспомним образ фасции, где множество слабых прутьев или тростинок собраны в вязанку как олицетворение силы в единстве. Пер­вая глава книги госпожи Клинтон начинается с цитаты поэта Верны Келли: «Снежинки - это одно из самых хрупких творений природы, но посмотрите, что получается, когда они соединяются в единое целое».Это поэтичный об­раз, но разве от этого меняется его смысл? Клинтон снова и снова использует «бархатный молоток», чтобы вбить в головы читателей мысль о том, что только единство и партнерство могут спасти Америку.