Петр Амьенский

 Это была лагерная встреча методистов с проповедником в переложении на язык политики... На лицах всех присутствующих, в том числе Джейн Аддамс, которая поднялась на трибуну, чтобы объявить ставшее послед­ним донкихотское выдвижение Тедди Рузвельта кандидатом на пост президен­та, застыло выражение «фанатичного и религиозного энтузиазма». Делегаты, которые верили, по всей вероятности, что они призваны на битву с силами тьмы, пели «Мы последуем за Иисусом», заменяя в словах «устаревшего» Спасителя на «Рузвельта». Среди них были представители всех фракций прогрессивного движения, в том числе проповедник социального евангелизма Вашингтон Глэд­ден, который охотно заменял старого христианского Спасителя новым «амери­канским». Рузвельт сказал восторженной аудитории: «Наше дело основывается на вечных принципах правды... Мы стоим на пороге Армагеддона, и мы сража­емся за Господа».


Американские движения социального евангелизма и христианской соци­ологии, по существу, стремились вогнать христианство в рамки социальной программы Прогрессивного движения. Сенатор Альберт Беверидж, прогрес­сивный республиканец от штата Индиана, который возглавлял Национальный съезд 1912 года, очень хорошо обобщил суть прогрессивного подхода, заявив: «Бог отметил нас как своих избранников, призванных в дальнейшем играть ведущую роль в преображении мира». Уолтер Раушенбуш предлагает краткое толкование социального еванге­лизма, максимально подходящее для наших целей.

Профессор Рочестерской духовной семинарии, стройный священник с редкой козлиной бородкой, кото­рый ранее был проповедником на окраинах «Адской кухни», одного из крими­нальных районов Нью-Йорка, стал неформальным лидером движения после того, как опубликовал в 1907 году свою работу «Христианство и социальный кризис» (Christianity and Social Crisis). «Если идеальный общественный поря­док не сможет гарантировать людям пищу, тепло и комфорт более надежно, чем наш современный экономический строй, - предупреждал он, - мы снова вернемся к капитализму... Тот Бог, который дает низкие цены на продукты пи­тания, и есть истинный Бог». Представители левого духовенства, подобные Раушенбушу, были убеждены в том, что государство - это орудие Бога и что коллективизм представляет собой новый порядок, одобряемый Иисусом