Представители духовенства

Которые, как и Рйушенбуш, придерживались прогрессивных взглядов, заложили философские и богословские основы эта­тизма гораздо успешнее, чем новое поколение социологов. Выступая перед прихожанами на политических собраниях и в интеллектуальных изданиях, они ратовали за всестороннее и полное переосмысление Священного Писания, утверждая, что спасение может быть достигнуто только совместными усилия­ми. По мнению консервативных теологов, возродиться могли только отдельно взятые личности.

Прогрессивные христиане, наоборот, отрицали роль отдель­ных личностей и поднимали престиж государства как божественного заступ­ника. Баптистский проповедник движения «Социального Евангелия» утверж­дал, что государство должно стать «средством объединения людей в поисках Царствия Божия и правды его».
Как это ни парадоксально, но вдохновителем таких идей стала Пруссия Бисмарка. Бисмарк вдохновлял американских прогрессивистов, используя раз­ные способы (некоторые из них уже упоминались). Во-первых, он был цен­трализатором, объединителем, европейским Линкольном, который привел раз­розненные регионы и фракции под начало государства, не обращая внимания на их несогласие.

Во-вторых, он создал модель «социализма сверху вниз», воплотив в жизнь многие пункты программы государства всеобщего благосо­стояния, такие как пенсии, медицинское страхование, меры по обеспечению безопасности труда, восьмичасовой рабочий день . Прогрессивисты об этом только грезили. Бисмарк сумел реализовать эту программу без излишней демократизации, как правило, ведущей к беспорядку. В результате в обществе укрепилось мнение, что «великие люди», модернизаторы и «люди дела» спо­собны сделать то, что не удавалось лидерам пришедших в упадок и разлагаю­щихся демократических государств.