Принципы американского фашизма

 

Лернер приводит длинный и скучный перечень давно известных прогрессивных идей и задач. Он призывает дать больше возможностей бесправным, отбросить багаж про­шлого, отвергнуть догмы и принять идею национального сообщества, отка­заться от слишком рационального опыта врачей и ученых. Он красноречиво гокорит о различных кризисах (духовном, экологическом, моральном и соци­альном), поразивших западные буржуазные демократии, которые необходимо излечить при помощи политики освобождения.

Он также ведет речь о созда­нии новых мужчин и женщин, отказываясь от ложных противопоставлений «работа-семья», «бизнес-правительство», «частное-государственное». Пре­жде всего он настаивает на том, что его новая политика смысла должна про­никнуть в каждый уголок нашего бытия, преодолевая разобщенность амери­канского общества. Такие понятия, как мораль, политика, экономика, этика, нельзя отделять друг от друга. Наша философия должна проявляться в любых взаимодействиях и встречах с людьми.Эти воззрения перекликаются с тезисом Гитлера о том, что «экономика вторична» по отношению к революции духа. Лернер пишет: «Если бы между людьми существовали другие этические и духовные связи, экономическая ре­альность была бы другой... И именно поэтому смысл не может иметь более низкий приоритет, чем экономика».

Излишне говорить, что это явное откло­нение от марксистского материализма его молодости. В программе Лернера, конечно же, повторялись многие пункты из перечня гарантий, сформулиро­ванного немецко-фашистской партией в 1920 году, в том числе о равных пра­вах, гарантированном медицинском обслуживании, увеличенных налогах на имущество состоятельных граждан и строгих законах, регулирующих деятель­ность крупных корпораций. Вот некоторые пункты программы, опубликован­ной в журнале Tikkun в 1993 году:«Министерство труда должно подготовить распоряжение, согласно которо­му... каждому рабочему должен быть предоставлен оплачиваемый отпуск для участия в 12 двухчасовых занятиях, посвященных борьбе со стрес­сом..