Прогрессивное образование

 

 Дет­ский сад был заимствован Соединенными Штатами из Пруссии в XIX веке, потому что американские реформаторы были просто очарованы порядком и патриотическим воспитанием, которое дети младшего возраста получали за пределами дома (прекрасная возможность нивелировать неамериканские черты иммигрантов)21. Одним из основных принципов американских детских садов на начальном этапе их развития была догма, согласно которой «прави­тельство является истинным родителем детей, а государство превыше семьи».

Прогрессивные последователи Джона Дьюи расширили эту программу, стре­мясь превратить государственные школы в инкубаторы национальной религии. Они отказались от милитаристской жесткости прусской модели, но сохранили принцип идеологического воспитания детей. Эти методы были неформальны­ми, продиктованными искренним желанием сделать обучение «интересным», «соответствующим» и «дающим новые возможности». Одержимость чувством собственного достоинства, характерная для наших школ в настоящее время, напоминает о реформах Дьюи, начатых до Второй мировой войны. Но за рито­рикой индивидуализма скрывается стремление к демократической социальной справедливости, которое сам Дьюи считал религией. Для других прогресси- вистов влияние на детей в школах являлось частью более глобальной задачи по подрыву основ нуклеарной семьи, наиболее устойчивого к индоктринации института.


Педагоги в нацистской Германии ставили перед собой аналогичные цели. И как ни странно, они также отказались от прусской дисциплины прошлого и сделали ставку на чувство собственного достоинства и расширение возмож­ностей во имя социальной справедливости. В первые дни Третьего рейха уче­ники начальных классов жгли свои разноцветные кепки в знак протеста против классовых различий. Родители жаловались: «У нас больше нет прав на наших детей». По словам историка Майкла Берли, «Их дети стали чужими, презри­тельно относящимися к монархии и религии, постоянно рявкающими и крича­щими, как прусский старшина... Доносы детей на родителей всячески поощря­лись, в том числе учителями, которые заставляли детей писать сочинения на тему «О чем говорят в нашей семье?».