Склонность Голливуда к фашистской эстетике

Важно отметить, что мы говорим не столько о левой или либеральной куль­туре, сколько об в целом. Во многих отношениях склон­ность Голливуда к фашистской эстетике не связана с идеологией. В «Гладиато­ре» фашистские образы использовались потому, что они позволяли подать эту историю максимально эффектно. В других случаях Голливуд демонстрирует более глубокое увлечение фашизмом. В таких фильмах, как «V значит вендет­та» (V for Vendetta), зависть к холодной эстетике жестокости и насилия хорошо одетых людей ощущается очень явственно. Фашистами являются как злодеи, так и сам главный герой. Консерваторы также не могут устоять перед очарованием фашизма.

 

Кри­тики, представляющие левое крыло культурного фронта, безошибочно опреде­лили фашистские темы в «фильмах о мстителях» 1970-х годов. Так, напри­мер, в фильмах «Жажда смерти» (Death Wish) и «Грязный Гарри» (Dirty Harry) неоправданное насилие прославлялось на том основании, что «система» была безнадежно испорченной, наводненной преимущественно чернокожими пред­ставителями уголовных классов и умными адвокатами, которые их защищали. Репортер журнала New Yorker Полин Кейл назвала фильм «Грязный Гарри» разновидностью «фашистского Средневековья».

Из всех тем, которые под­нимает в своих работах Клинт Иствуд, четко различима тема нигилизма. Она достигает наивысшего накала в мрачной атмосфере фильма «Непрощенный» (Unforgiven) и в картине - оде эвтаназии - «Малышка на миллион долларов» (Million Dollar Baby). Оба этих фильма удостоились «Оскаров». Если я вижу фашистские мотивы в этих фильмах, то из этого не следует, что они плохие. «Триумф воли» (Triumph of Will) был шедевром (так говорят нам критики). Кроме того, сам я большой поклонник фильма «Грязный Гар­ри» (как и многих других из тех, которые обсуждаются в этой главе).