Либеральные начинания

С тех пор Голливуд также охотно помогал и по­литикам. Фильм «Дэйв» (Dave) с Кевином Клайном в роли великодушного по­пулиста, который замещает перенесшего инфаркт (консервативного) президен­та и устраивает социально ответственный государственный переворот, - это фактически обновленный вариант того же самого замысла. Сегодня мы все еще живем в фашистской по своей сути экономической системе, созданной Вильсоном и Рузвельтом. Мы действительно живем в фа­шистской «бессознательной цивилизации», хотя фашизм этот вполне друже­ственный и гораздо более мягкий, чем фашизм гитлеровской Германии, Ита­лии Муссолини или Америки Рузвельта. Эту систему я называю либеральным фашизмом. Если бизнес процветает в условиях капитализма, то это не означает, что всех бизнесменов надо причислять к приверженцам капитализма.

Бизнесме­нам - по крайней мере тем, которые стоят во главе очень крупных корпора­ций, - не нравится риск, а капитализм по определению требует риска. Капитал необходимо заставить работать на рынке, где нет никаких гарантий. Но биз­несмены по своей природе и в силу профессиональной подготовки всячески стремятся избегать неопределенных и рискованных ситуаций, поэтому как от­дельная группа они являются не убежденными капиталистами, а оппортуни­стами в самом буквальном смысле. Наиболее успешные предприниматели предпочитают не тратить время на политику. В течение многих лет как Wal-Mart, так и Microsoft заявляли, что Вашингтон их не интересует. Глава Microsoft Билл Гейтс хвастался, что он «из другого Вашингтона» и у него в столице есть один-единственный лоббист.

Гейтс изменил свое мнение, когда правительство едва не разрушило его ком­панию. Юридический комитет Сената пригласил его в Вашингтон, округ Ко­лумбия, с тем, чтобы он расплатился за свой успех, а сенаторы, по свидетель­ству New York Times, «пришли в необычайный восторг от того, что им удалось заставить самого богатого человека Америки беспокойно ерзать на стуле». В ответ Гейтс нанял целую армию консультантов, лоббистов, адвокатов, чтобы дать правительству отпор. На президентских выборах 2000 года Wal-Mart за­нимал 771-е место по объему пожертвований в пользу федеральных политиков.