Выстраивание системы осуждения нацизма

Советский Союз, начиная с 1941 года, во многих официальных нотах и посланиях всем государствам обвинял гитлеровское правительство в систематическом и сознательно-преступном нарушении принципов международного права, совершавшемся в форме жестокостей и зверств в отношении русских военнопленных, путем насилий и разрушений, жестокого обращения с гражданским населением.
Советское правительство, располагая сведениями о тягчайших преступлениях, совершаемых гитлеровцами, неоднократно предупреждало заправил фашистской Германии о неминуемой, уголовной ответственности за творимые зверства на временно оккупированных территория.

Правительства Чехословакии, Польши, Югославии, Норвегии, Греции, Бельгии, Голландии и Французский национальный комитет обратились с коллективной нотой к Советскому правительству и выразили пожелание, чтобы со стороны Советского Союза было сделано предупреждение об ответственности за злодеяния, совершаемые гитлеровцами в оккупированных ими странах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная Государственная Комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

В 1942 году была Создана Международная комиссия из представителей 17 государств для составления списков военных преступников. Комиссия руководствовалась универсальной идеей о том, что всех государственных, военных и партийных деятелей фашистской Германии следует рассматривать как военных преступников и наказывать в судебном порядке. Комиссия отвергла мысль о возможности применения лишь политических санкций. В январе 1942 года она приняла декларацию о выдаче военных преступников, находящихся на территории германской империи. К 24 апреля 1945 г. комиссия составила семь списков преступников.

В развернутом виде в качестве конкретной цели проблема преследования и наказания была сформулирована в совместной Московской декларации правительств СССР, США и Великобритании от 30 октября 1943 г.  Декларация закрепила принцип индивидуальной уголовной ответственности нацистских военных преступников и их подсудности. В этом документе излагались также основополагающие принципы уголовного преследования военных преступников, предусматривались организационные мероприятия по составлению списков, устанавливалось в качестве международной обязанности оказание правовой помощи в деле поимки, выдачи преступников. В Московской декларации специально указывалось, что офицеры, солдаты, члены нацистской партии, ответственные за злодеяния, жестокости и массовые убийства или санкционировавшие их, должны быть выданы судебным властям тех стран, где они совершили свои преступления.

В Заявлении трех союзных держав, принятом в феврале 1945 года на Ялтинской конференции, также указывалось на необходимость «подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию и взыскать в натуре убытки за разрушения, причиненные немцами; стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения».


После разгрома и безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, требование о предании суду и наказании нацистских военных преступников было изложено в Потсдамском соглашении, в котором союзные государства взяли на себя обязательство, гласящее, что все «военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду».

Таким образом, через все названные документы красной нитью проходит идея о неизбежности уголовного преследования и неотвратимости судебного наказания нацистских военных преступников.
Для реализации целей судебного наказания страны-победительницы сформулировали в ряде специальных документов общие основания ответственности; они также определили конкретные уголовно-правовые составы и дали их перечень.

Важно отметить то обстоятельство, что принципы и конкретные нормы, содержащиеся в этих документах, были впоследствии признаны ООН в качестве норм действующего международного права. Положения Устава Нюрнбергского Трибунала и его решения были подтверждены в качестве принципов международного права в резолюции Генеральной Ассамблеи от 11 декабря 1946 г., которая одновременно поручила Комитету по кодификации международного права «рассматривать проекты, имеющие целью формулировку и внесение принципов, признанных Уставом Нюрнбергского Трибунала и нашедших выражение в ето решении, в общую кодификацию пре: ступлений против мира и безопасности человечества или в международный уголовный кодекс».