Крестные отцы либерального государства

Были философ Фрид­рих Георг Вильгельм Гегель и ученый Чарльз Дарвин. Гегель утверждал, что история представляет собой непрерывный эволюционный процесс, движущей силой которого является государство. «Государство - это реально существую­щая, проявленная нравственная жизнь... Божественная идея, воплощенная на Земле, - заявлял Гегель в «Философии истории». - Все богатство, которым об­ладает человек, вся духовная реальность становится его достоянием исключи­тельно благодаря государству». Движение государства во времени есть «ше­ствие Бога по Земле». Теория эволюции Дарвина, казалось, подтверждала, что человек - это часть большего целого, управляемого и направляемого государ­ством подобно тому, как ум управляет телом. Для «современного» духовенства это означало, что профессия «политик» носит, по сути, религиозный характер; и в конце концов все усилия политиков сводятся к тому, чтобы определить цели государства, а государство понималось как рука Господа.

Практически все ведущие прогрессивные ученые и философы соглашались с таким «органическим» и духовным пониманием политики, но, возможно, не более чем Ричард Илай. «Бог осуществляет свои намерения через государство в гораздо большей степени, чем через какое-либо иное учреждение», - про­возгласил этот экономист, основатель Американской экономической ассоциа­ции и так называемой Висконсинской школы прогрессивизма. «Государство настаивал он, - религиозно по своей сути, и нет такой ипостаси человече­ского существования, которая была бы ему неподвластна».

Илай, оказав­ший большое влияние на Вильсона и Тедди Рузвельта, был христианином- постмиллениалистом. Он дал определение государству как «могучей силе, способствующей обретению Царства Божьего и установлению праведных взаимоотношений». Многие из известных коллег  в Висконсинском уни­верситете считали, что, поддерживая экономические реформы, евгенику, вой­ну, социализм, «сухой закон» и остальные пункты прогрессивной программы, они тем самым идут по единому пути к «новому Иерусалиму».