Нацистские идеологи

Многие ведущие также отличались характерной для настоящего времени приверженностью правам животных в отличие от защиты животных. «Как вы можете находить удовольствие в стрельбе из-за укрытия в бедных живых существ, которые пасутся на опушке леса, невинных, безза­щитных и ничего не подозревающих? - вопрошал Генрих Гиммлер. - Ведь это убийство в чистом виде». Первоочередной задачей нацистов, когда они пришли к власти, стало принятие радикального закона о правах животных.

В августе 1933 года Герман Геринг запретил «эксперименты на животных, приносящие им невыносимые страдания», угрожая отправить в концентрационные лагеря «тех, кто до сих пор считает, что ему позволено относиться к животным как к неодушевленной собственности» Любому человеку с развитым нравственным чувством это покажется жест ким когнитивным диссонансом. Однако нацисты не видели здесь никаких про­тиворечий. Немцам нужно было восстановить связь с природой, вновь обрести органическую чистоту, найти равновесие.

Такое равновесие свойственно жи­вотным в силу того, что они неподвластны разуму. Поэтому идеологи считали, что они добродетельны и заслуживают уважения. Евреи, наоборот, считались чуждыми и космополитичными. Они были причиной нарушения равновесия в немецком «биоценозе». Защитники прав животных справедливо замечают, что в донацистской Гер­мании защите прав животных уделялось большое внимание и что движение за права животных не следует связывать с нацизмом. Но, как и в случае с защи­той окружающей среды, такая аргументация менее убедительна, чем кажется на первый взгляд. Вполне можно сказать, что многими проблемами, которым нацисты уделяли особое внимание, также были озабочены и другие люди, не бывшие нацистами. Но сам факт того, что нацисты разделяли эти условно ле­вые взгляды, доказывает, что нацизм не настолько чужд прогрессивному мыш­лению, как нас уверяют некоторы