Триумф воли

Гитлер также необыкновенно удачно использовал полеты на самолетах в своей политической карьере, что прекрасно показано в фильме Лени Рифеншталь (Triumph of the Will). Если убрать тексты с советских, нацистских и американских пропагандистских плакатов эпохи «Нового курса» и аналогичных им произведений искусства, то почти невозможно определить, кто перед нами в образе рабочего с бугрящимися би­цепсами: новый советский человек, новый нацист или представитель «Нового курса». Макс Лернер отмечал в 1934 году: «Самым жестоким ударом, который диктатуры нанесли по демократии, был сделанный нам комплимент, заклю­чавшийся в использовании (и совершенствовании) наших самых эффективных средств убеждения и свойственного нам презрения к доверчивости масс»Но более всего Рузвельт и Гитлер сошлись в стремлении угодить «забы­тому человеку».

 

Успех фашизма почти всегда зависит от поддержки «неудач­ников» в эпоху значительных изменений в экономике, науке и технике. Менее обеспеченная часть среднего класса - люди, которым уже есть что терять, - это ударные части фашистского электората (Ричард Хофстедтер считал это «опасе­ние утратить свой статус» основной составляющей квазифашистской природы прогрессивизма). Популистские призывы к выступлениям против «жирных ко­тов», «международных банкиров», «экономических роялистов», стан­дартные приемы фашистских демагогов. Гитлер и Муссолини, несомненно, были более искусными демагогами, чем Франклин Делано Рузвельт, но и сам он прекрасно понимал «магическую» силу таких призывов. Он не видел ниче­го плохого в приписывании злых намерений тем, кто отказывался его поддер­живать, и, конечно же, наслаждался своей ролью благородного защитника прав маленького человека