Быстрая победа Британцев




Направляя войска на Фолкленды, британское командование готовилось одержать быструю и решительную победу. Перед проведением морской десантной операции британское военное командование активно использовало группы спецназа из состава армейской SAS (Special Air Service-Специальная авиационная служба) и военно-морской SBS (Special Boat Service-Специальная катерная служба) для разведки расположения аргентинских войск и совершения диверсионно террористических акций. Спецназ принимал участие и в более крупных операциях. Так, 14 мая отряд спецназа совершил рейд на аргентинский аэродром на острове Пеббл, во время которого британцы уничтожили 11 самолетов, а также запасы горючего и боеприпасов. После нейтрализации большинства наблюдательных постов противника и выведения из строя аэродрома на острове Пеббл настало время для проведения решающей фазы операции-высадки морского десанта на остров Восточный Фолкленд.

Десант в заливе Сан-Карлос

Залив Сан-Карлос был выбран в качестве места высадки главных сил десанта потому, что он идеально подходил для использования десантно-высадочных средств и находился достаточно далеко от основных гарнизонов аргентински войск. Аргентинское командование не ожидало, что противник проведет операцию именно здесь-слишком далеко это место находилось от главной цели британцев-Порт-Стэнли. Десантная операция началась сразу после полуночи 21 мая. Первыми двинулись группы спецназа-они «сняли» часовых и уничтожили блокпосты на господствующих высотах. Затем основные силы десанта захватили плацдарм на побережье.

Британцы под огнем

Корабли, находившиеся в водах залива, попали под удар авиации противника вскоре после рассвета. Характер местности-высокие холмы на побережье залива-не позволил аргентинским летчикам применить свое главное оружие, ПКР «Экзосет» (по другим данным, у аргентинцев просто оказалось слишком мало ракет данного типа), но в то же время затруднил британцам обнаружение самолетов противника. Аргентинские летчики из-за угрозы быть атакованными британскими Harrier и опасаясь попасть под огонь корабельных зенитных ракетных комплексов, на счету которых к тому времени уже числилось несколько аргентинских самолетов, решили подходить к цели на предельно малой высоте. Однако, хотя это затруднило обнаружение британцами аргентинских самолетов, в то же время возросла вероятность того, что сброшенная авиабомба не успеет встать на боевой взвод. Волна за волной аргентинские штурмовики атаковали британские корабли-залив тогда получил прозвище «Bomb alley» (что можно перевести с английского как «Аллея бомб» или «Бомбовая аллея»), В полдень 22 мая несколько кораблей получили прямые попадания авиабомб, часть которых, правда, не взорвалась. Фрегату УРО «Ардент», типа «Амазон», впрочем, не повезло-две авиабомбы отправили его на дно залива, погибли 22 моряка. На следующий день фрегат УРО «Антелоуп», также типа «Амазон», получил попадание двух аргентинских авиабомб, которые не взорвались. Однако на следующий день во время разоружения одной из них произошел взрыв, и корабль вскоре затонул.

Аргентинские ВВС понесли серьезные потери-по меньшей мере, четверть из атаковавших самолетов была сбита. Но и британскому флоту был нанесен серьезный урон-уже 25 мая аргентинцы потопили еще один корабль, эсминец УРО «Ковентри» типа «Шеффилд». Погибли 19 моряков. Хотя потери в корабельном составе были существенными, принципиально на ход британской операции по освобождению Фолклендских островов они не повлияли. После высадки десанта в районе Сан-Карлос британское командование планировало по воздуху перебросить пехоту в район Порт-Стэнли, изолировав таким образом командование аргентинской группировки от основных сил. Однако следующая потеря заставила внести в план серьезные коррективы.

Длинный марш

Вечером 25 мая контейнеровоз «Атлантик Конвейер», переоборудованный в авиатранспорт и перевозивший в Южную Атлантику тяжелые транспортные вертолеты и большое количество самого разнообразного снаряжения и припасов, получил попадания двух ПКР «Экзосет» и вскоре затонул. Погибли 12 членов экипажа, но самое главное-вместе с кораблем на дно отправились почти все тяжелые транспортные вертолеты (остался лишь один), десятки единиц автотехники и т.п. Без транспортных вертолетов и достаточного количества автотехники британцам пришлось продвигаться вглубь острова пешком: марш-бросок на большую дальность с полной выкладкой и по сильно пересеченной местности в британской Армии получил сленговое название «tab», а в британской морской пехоте«уотр». 3-й батальон парашютно-десантного полка и 45-й батальон «коммандо» морской пехоты получили приказ двигаться в направлении Порт-Стэнли (50 км), а 2-й батальон парашютно-десантного полка-уничтожить аргентинский аэродром и позиции противника около Дарвина и Грина (30 км).

Такое задание было по силам только элитным частям британских Вооруженных сил. Местность вокруг Сан-Карлоса и указанных объектов оказалась очень сложной-скальные холмы чередовались с торфяниками, в которых бойцы сразу провалились по колено. Постоянно дул сильный ветер, а температура держалась около нуля. При этом британские солдаты несли на себе вооружение и снаряжение весом по 30-40 кг.

Вечером 26 мая командиры британских подразделений на пляже Сан-Карлоса получили приказ выдвигаться. 45-й батальон «коммандо» и 3-й парашютно-десантный батальон вышли в направлении Маунт-Кент/ Эстанция-Хаус, а 2-й парашютно-десантный батальон покинул свои позиции в южной части гор Сассекс и двинулся на юго-восток. Им предстояло дойти до Камилла-Крик-Хаус (9,6 км северо-западнее 1уз-Грина), где надлежало соединиться с 8-й батареей в составе трех 105-мм орудий, переброшенных по воздуху. Ввиду отсутствия достаточного количества транспортных средств 2-му батальону пришлось оставить почти все минометы и тяжелое вооружение.

Задачи меняются

Ранним утром 27 мая, в то время как подполковник Джонс в темноте вел свой батальон к цели, британское командование получило несколько тревожных докладов от выдвинутых вперед разведгрупп. Так, группа SAS, находившаяся около Маунт-Кента, западнее Порт-Стэнли, доложила о том, что значительная часть 12-го пехотного полка была переброшена по воздуху со своих позиций в районе этой горы куда-то в юго-западном направлении. Другая группа SAS доложила о том, что 12-й пехотный полк прибыл на аэродром 1уз-Грин.
Таким образом, аргентинцы серьезно усилили оборону 1уз-Грина. Британцы на это не рассчитывали, и теперь для них возникла опасность мощной контратаки противника в этом направлении. С учетом изменившейся обстановки бригадир Томпсон отдал подполковнику Джонсу новый приказ не только подвергнуть аргентинские позиции у 1уз-1рина массированному обстрелу, а также захватить их и полностью уничтожить.

Такое решение было вполне логичным для сложившейся ситуации, однако силы атакующих-2-й парашютно-десантный батальон, не имевший в своем распоряжении достаточного количества тяжелого вооружения-оставались прежними. Подкреплений подполковник Джонс не получил. Впрочем, батальон не остался без огневой поддержки-ее оказывали три 105-мм орудия 8-й батареи и 127-мм орудие фрегата УРО «Эрроу» типа «Амазон». Кроме того, если позволяла погода, к операции могли быть привлечены самолеты Harrier GR3 британских ВВС.

Подполковник Джонс не только не располагал достаточными силами для столь масштабной операции, но даже почти не имел времени на разработку детального плана ее проведения. Плюс ко всему прочему, он не получил точных разведданных о силах и дислокации противника-особенно того, что касалось подразделений 12-го пехотного полка. Очень неточной оказалась и оценка численности аргентинских сил-около 500 человек.

Прелюдия

27 мая личный состав 2-го парашютно-десантного батальона проводил разведку аргентинских позиций. Составив о них довольно точное представление, подполковник Джонс вызвал Harrier, которые нанесли удар по расположениям 12-го пехотного полка на высотах напротив Гуз-Грина. Передовой авианаводчик, находившийся в составе разведгруппы 2-го батальона, передавал координаты подлежащих уничтожению целей противника через офицера связи ВВС, размещавшегося при штабе бригады. Из-за непогоды британцы отложили авиаудар на несколько часов, поэтому, когда самолеты прибыли на место, передовой авианаводчик вместе с разведгруппой уже вернулся в расположение штаба 2-го батальона и потому не смог точно навести авиацию на позиции противника. Уинг-коммандер Питер Сквайр, командир группы Harrier, и скводрон-лидер Боб Айве-сон дважды прошли над аргентинскими позициями-ответной реакции не последовало. Однако как только Айве-сон собрался выполнить третий заход на расположения неприятеля, в его самолет угодили два 35-мм снаряда-летчик потерял управление машиной, а в кабине возник пожар. Самолет находился на высоте 30 метров и имел скорость 830 км/ч-пилот катапультировался не раздумывая. Айвесон упал на землю всего через 10-15 секунд после того, как раскрылся его парашют, и поэтому получил серьезные травмы. Однако он все же оказался достаточно далеко от аргентинских позиций и смог избежать плена. Через двое суток его подобрал вертолет авиации ВМС. Перед началом атаки разведгруппы стали отходить, одна из них была обнаружена противником и попала под пулеметный огонь. Однако в этот момент Harrier произвели второй налет, и разведчики сумели уйти без потерь.