Фактор внезапности от японского командования



Японское командование по-прежнему было уверено, что обладает фактором внезапности, и продолжило реализацию плана даже несмотря на то, что получило данные о вышедших в море силах американского флота. 7 мая 1-е авианосное ударное соединение, также именуемое как 1-е мобильное соединение, покинуло якорную стоянку Хасирадзима в заливе Хиросима. Выход в море задержался на сутки, что сократило время, отводимое ударным силам на нейтрализацию обороны Мидуэя-сроки высадки десанта на атолл перенести было нельзя, так как они подбирались в соответствии с условиями местных отливов/приливов.

Не удалось японскому командованию соблюсти и другие этапы тщательно разработанного плана. Так, подводные лодки, назначенные в разведывательный дозор, покинули свою базу на атолле Кваджалейн с 26 по 30 мая, поэтому некоторые из них прибыли в назначенный район 3 июня, а не 1 июня, как предусматривалось по плану. А к этому времени американские авианосцы уже миновали данный район-японцы их просто пропустили. Причем Ямамото об этом даже не доложили.

Тем временем в штаб японского флота поступали тревожные известия о необычно высокой активности противника в интересующем районе. Так, командир ПЛ «1-168», проводившей 2 июня разведку в районе Мидуэя, донес, что в течение дня наблюдал повышенную активность авиации неприятеля, которая не прекратилась даже с наступлением темноты. В то же время японские аналитики отметили существенный рост радиообмена в американском флоте, многие сообщения шли как «срочные». Стало понятно, что Тихоокеанский флот не сидит спокойно в Перл-Харборе, на что рассчитывало японское командование, а проводит какую-то операцию.
Подготовка ВМС США

Авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз» прибыли в Перл-Харбор 26 мая, а «Йор-ктаун»на следующий день, после чего утром 28 мая встал в сухой док для устранения повреждений, полученных в боевых действиях в Коралловом море. В тот же день, 28 мая, в море вышли «Хорнет» и «Энтерпрайз». «Йор-ктаун» 29 мая покинул док и 30 мая вышел в море.

После выхода из Перл-Харбора оперативное соединение 16 (TF-16) взяло курс на северо-запад-ему надлежало выйти в район в 560 км к северо-востоку от Мидуэя. 2 июня в 16:00 примерно в 523 км северо-восточнее Мидуэя оперативное соединение встретилось с АВ «Йорктаун», после чего общее командование всеми силами принял на себя контр-адмирал Флетчер-в его распоряжении теперь имелись три авианосца, восемь крейсеров и 15 эсминцев. Утром 3 июня АВ «Йорктаун» поднял в воздух 20 самолетов Dauntless, которым была поставлена задача вести разведку по всем направлениям. Тем временем Флетчер перевел свои авианосцы в район примерно в 280 км к западу от «Пойнт Лак» и стал ожидать начала
налета японской авианосной авиации на Мидуэй. Мобильное соединение японского флота подходило к атоллу с севера, попав 2-3 июня в довольно сильный шторм.

Японцы обнаружены

Согласно плану японского командования, сражение должно было начаться неожиданным для противника авианалетом на объекты на атолле Мидуэй, однако задержка соединения Нагумо в пути привела к тому, что первым противнику «открылись» силы вторжения вице-адмирала Нобутакэ Кондо. 3 июня в 08:43 летающие лодки РВУ, вылетевшие с Мидуэя, обнаружили группу минных тральщиков из состава данного соединения, а через час позже-корабли и суда транспортной группы, находившиеся в 1126 км западнее атолла. Сражение началось с атаки на корабли транспортной группы девяти бомбардировщиков В-17 из 431-й бомбардировочной эскадрильи ВВС Армии США, вылетевших с Мидуэя вскоре после полудня. Попаданий американцам добиться не удалось, но теперь японское командование точно знало-фактор внезапности потерян. Вслед за В-17 корабли и суда транспортной группы примерно в 01:30 4 июня атаковали три РВУ, оборудованные РЛС и способные осуществлять торпедные атаки ночью. Первые две торпеды прошли мимо, а вот торпеда с третьей летающей лодки попала в танкер «Акебоно Мару»: погибли 23 моряка, танкер получил повреждения, но остался в строю.