Операция "Мокед"




Превентивный удар Израиля с воздуха по египетским ВВС был из самых успешных авианалетов в мировой военной истории. Ключом к успеху в Синайской кампании для Израиля стало установление господства в воздухе. Эта операция получила кодовое название «Мокед» («Фокус»), Начиная с середины 1950-х годов Египет получал в большом количестве советские самолеты и другое оборудование. Однако израильтяне успешно воспользовались антифранцузской позицией Насера (который активно поддерживал национальное движение в Алжире) и заключили с Францией контракт на поставку в Израиль превосходных самолетов. Состоявшие на вооружении ВВС Израиля многоцелевой истребитель-бомбардировщик Dassault Ouragan и легкий бомбардировщик Sud Aviation Vautour, начиная с 1956 года дополнил еще более эффективный истребитель-бомбардировщик Dassault Mystere IVa. К 1967 году у израильтян было также 76 самолетов Mirage IIICJ (J от французского «juif» (еврей)). На службе в войсках Израиля эта машина получила обозначение Shahak или Skyblazer. К июню 1967 года ВВС Израиля были практически полностью укомплектованы самолетами французского производства, отчего их даже прозвали «Air France».

Планы Израиля

С 1957 года ВВС Израиля, которыми командовал генерал Эзер Вейц-ман, планировали нанесение превентивного удара по Египту. Этот замысел постоянно совершенствовался благодаря непрестанным тренировкам летных экипажей и превосходной военной разведке, которая постоянно поставляла Вейцману самую свежую информацию о развертывании ВВС Египта и даже об отдельных летчиках. В пустыне Негев были построены макеты египетских авиабаз. На них неоднократно отрабатывались элементы авианалетов, так что израильские летчики наизусть выучили топографию каждого аэродрома. Кроме того, в ВВС Израиля был достигнут чрезвычайно высокий уровень обслуживания техники, при котором каждый боевой самолет мог быть заправлен горючим и перевооружен меньше чем 10 минут. Это позволяло летчикам совершать до восьми боевых вылетов в день, а также эксплуатировать машину без перерывов на профилактику в течение нескольких дней. ВВС Израиля располагали, по меньшей мере, тремя подготовленными летчиками на каждый боевой самолет в приграничной зоне.

Под началом Мордехая Хода, который принял командование ВВС в апреле 1966 года, израильские истребители-бомбардировщики ежедневно на рассвете вылетали на боевое патрулирование района Средиземноморья. Они шли низко над уровнем моря, чтобы избежать обнаружения радарами. Рассвет 5 июня 196? года мало чем отличался от любого другого, и летчики лишь за несколько часов до своих плановых вылетов были проинформированы о предстоящей боевой миссии. Предполагалось использовать все имевшиеся в наличии самолеты  196 машин. Операция «Мокед» началась.

В 7:10 шестнадцать учебных реактивных самолетов Magister Fouga вылетели на патрулирование, ведя переговоры на радиочастотах, обычно используемых Mirage и истребителями Mystere. Между 7:14 и 7:30 еще 183 самолета-около 95% всех ВВС Израиля поднялись в воздух с аэродромов по всей стране. Только 12 истребителей осталось в резерве или же в воздухе, но в воздушном пространстве Израиля для обеспечения его защиты. Как обычно, большинство самолетов развернулось на запад, в сторону Средиземного моря, и, как обычно, их засекла сложная радарная система британского производства в Аджлу-не (Иордания). Иорданские операторы сразу же поняли, что масштаб проводимой операции сильно отличается от обычного патрулирования. Дежурный офицер немедленно радировал ключевое слово «1паЬ» (по-арабски «виноград»), предупреждая египетского министра обороны в Каире о «наивысшей степени опасности». Но накануне египтяне изменили радиокоды, не поставив об этом в известность иорданцев. Сообщение из Аджлуна теперь не могло быть расшифровано.

Первый авиаудар

После 18-минутного полета на запад низко над уровнем моря, воздушная армада, соблюдая полное радиомолчание, повернула на юг. Самолеты старались не подниматься выше 18 м над уровнем моря. Важнейшим фактором, который мог привести и к успеху, и к провалу, был выбор необычного времени для атаки. Вместо того чтобы атаковать на рассвете, ВВС Израиля выжидали несколько часов — до 7:45 (или 8:45 по египетскому времени). В этот час утренний туман в дельте Нила уже рассеивается, вылетевшие на рассвете египетские патрули возвращаются на базы, а пилоты спокойно приступают к завтраку.

Израильтянам помог также один момент, который невозможно было предусмотреть. Фельдмаршал Абдель Хаким Амер 5 июня решил произвести смотр войск на Синае, и все зенитные батареи вдоль маршрута его полета получили строгие инструкции не открывать огонь ни в коем случае, в то время как в воздухе будут находиться 12 транспортных самолетов Ан. Непосредственно на Синае все старшие командиры египетской армии были собраны на авиабазе в Бир-Тамада, где они, вдали от своих войск, должны были ожидать прибытия главнокомандующего. Таким образом, египетская система ПВО оказалась нейтрализованной, а большая часть из 82 египетских радарных станций была направлена на восток — на Израиль, в то время как израильская воздушная армада надвигалась с запада. Приблизившись к намеченным целям, израильские звенья (по четыре самолета) стали набирать высоту до 2750 метров и заходить на бомбардировку. Видимость была превосходная, так как солнце, находившееся низко над горизонтом, очерчивало цели заметными тенями, а скорость ветра на низкой высоте была минимальной.

В ходе операции «Мокед» израильские ВВС атаковали одну авиабазу за другой с ужасающей точностью. После нанесения удара по строениям авиабаз и взлетно-посадочным полосам с использованием фугаснозажигательных бомб, израильские «четверки» возвращались и заходили на атаку с бреющего полета на незащищенные египетские истребители и бомбардировщики, часто выстроенные на поле в линию и ставшие легкой добычей противника. В течение 20 минут на все египетские авиабазы было произведено по три авианалета. Главными целями стали бомбардировщики Ту-16, которые были способны нанести удар по любому израильскому населенному пункту. Следующую позицию в списке целей занимали сверхзвуковые истребители, такие как МиГ-21, затем обычные истребители и, наконец, транспортные самолеты и вертолеты. Все атаки на самолеты производились на низких высотах, что давало возможность добиться высокой точности, сохранить боеприпасы и минимизировать поражение ложных целей.

Первая волна авианалета продлилась 80 минут. Затем на 10 минут наступило затишье, после которого последовала вторая волна — и еще 80 минут с неба на египтян падали бомбы. В течение 170 минут египетские ВВС потеряли 293 самолета, то есть почти по два самолета в минуту, включая все 30 бомбардировщиков дальнего радиуса действия Ту-1б, 27 средних бомбардировщиков Ил-28, 12 истребителей-бомбардировщиков Су-7, 90 Миг-21, 20 МиГ-19, 75 МиГ-17 и более чем 30 различных транспортных и учебных самолетов и вертолетов.

Полный успех

Потери израильских ВВС во время первой волны атаки составили 10 самолетов: три Super Mystere, два Mystere, четыре Ouragan и один Fouga Magister. Шесть получили очень серьезные повреждения. Погибли шесть пилотов, включая того, чей самолет случайно оказался в районе Димона и был уничтожен израильской ракетой. В Израиле же верховное командование IDF пребывало в неведении: первоначальные сообщения об успехе операции были получены, но бригадный генерал Ход отказался их подтвердить до тех пор, пока лично не опросил командиров подразделений. Однако Моше Даян в 7:50 передал в эфир ключевое слово «Красный лист» сигнал к началу наземной операции на Синае. В 10:45 Ход, наконец, явился к начальнику штаба генерал-майору Рабину и отчитался: «Египетские ВВС прекратили свое существование». Бригадный генерал Вейцман позвонил своей жене и сказал ей:: «Мы выиграли войну!»

Теперь ВВС Израиля могли уже оказать непосредственную поддержку с воздуха наземным войскам IDF, которые прорывались вглубь Синайского полуострова, где египтяне боялись поднять голову из окопов под градом бомб, ракет, напалма и артиллерийских снарядов. За время Шестидневной войны ВВС Израиля уничтожили 450 самолетов противника, потеряв при этом 46 самолетов и 20 экипажей — то есть почти 25% своих боевых сил. Наряду с Перл-Харбором (декабрь 1941), когда первый удар с воздуха принес огромные разрушения, операция «Мокед» является одной из самых блестящих в летописи воздушных войн. Первые несколько часов в значительной степени определили исход всей кампании. Однако впереди еще были тяжелые наземные бои.