Падение форта «Изабель»

После того как французская взлетно-посадочная полоса была выведена из строя, падение Дьенбьенфу стало лишь вопросом времени.После первых бомбардировок артиллерии Вьетминя и последовавших за ними атак положение французов в Дьенбьенфу можно в лучшем случае назвать нестабильным. К концу марта 1954 года, уже потеряв два форта, гарнизон столкнулся с двумя серьезными проблемами: нужно было удерживать на открытой местности связь со стоящим отдельно южным фортом «Изабель» и основными позициями (а это становилось все сложнее и сложнее) и подавлять огонь зениток Вьетминя, чтобы сделать доставку грузов по воздуху менее опасной.

28 марта Бижар взял штурмомзенитные позиции Вьетминя в 2,5 км западнее «Клодин», хотя из-за недостатка сил ему не удалось удержать захваченную территорию. Во французской зоне были построены два новых форта: «Эпервье» («Ястреб») - между «Доминик» и «Югетг», и «Юнона» - прежде часть «Клодин». Первый защищали части 8-го колониального парашютного батальона, второй - части 1 ВЕР, тайские подразделения и наземный персонал ВВС.Несмотря на все эти проблемы, французские офицеры в Дьенбьенфу полагали, что пока осуществляются поставки по воздуху, у них есть все шансы успешно противостоять атакам Вьетминя. Коммунисты несли большие потери и вполне могли - как это была в Насане в 1952 году - принять решение об отходе, если понесенный ими урон превысит допустимый уровень. Французское командование также ошибочно полагало, что у Зяпа существуют серьезные проблемы с поставками боеприпасов.

Однако артиллеристы 351-й дивизии постоянно поддерживали плотность огня на высоком уровне, постепенно увеличивая количество целей и сосредотачивая свое внимание на взлетно-поса-дочной полосе. Французы предпринимали попытки разрушить огневые позиции Вьетминя, используя штурмовую авиацию, что сильно затрудняла тщательно продуманная система пещер и туннелей, старательно созданная Вьетминем за предыдущие два месяца. Как только появлялись французские самолеты, артиллеристы оттаскивали свои орудия в укрытия. Даже бомбардировки с применением напалма оказывались неэффективны. Последний самолет, прибывший в Дьенбьенфу, был санитарным. Он приземлился 28 марта, однако из-за повреждений взлетно-посадоч-. ной полосы уже больше не смог подняться в воздух.