Поражение японского флота


Активная фаза Сражения за атолл Мидуэй началась 4 июня. К концу дня все четыре японских авианосца ушли на дно океана.С первыми лучами солнца 4 июня, в 04:30, вице-адмирал Нагумо отдал приказ поднять в воздух 108 самолетов и нанести удар по атоллу Мидуэй. На самом атолле тем временем кэптен Симард отдал приказ на вылет самолетам боевой патрульной группы, а также 22 летающим лодкам PBY, в задачу которых входил дальний поиск кораблей противника. А чуть позднее Симард направил в боевой вылет 15 бомбардировщиков В-17.

После того, как была получена информация о приближающихся японских самолетах, на Мидуэе в воздух подняли все боеспособные истребители-шесть Wildcat и 18 старых F-2A Buffalo перехватили японскую армаду в 50 км от атолла, но в ходе последовавшей жаркой схватки были сбиты 13 Buffalo и два Wildcat, тогда как японцы потеряли всего один или два Zero и три бомбардировщика. Зенитчики Мидуэя оказались более удачливыми-они сбили 11 японских самолетов, еще 14 машин противника получили «смертельные» повреждения и полностью выбыли из строя. Правда, японские бомбардировщики, в свою очередь, нанесли серьезный урон защитникам Мидуэя.

Авианосцы обнаружены

В то время, когда японские авианосцы поднимали в воздух самолеты для первого удара по Мидуэю, американские авианосцы находились примерно в 320 км на север-северо-восток от атолла. Контр-адмирал Флетчер, державший флаг на «Йорктауне», отправил на разведку в район к северу от своего местонахождения 10 пикирующих бомбардировщиков Dauntless. На тот момент он находился в 345 км от соединения Нагумо. Если бы японские разведчики обнаружили авианосцы противника, то судьба всей проводимой американцами операции оказалась бы под угрозой. Однако Нагумо отправил на разведку только семь самолетов, и ни один из них не обнаружил корабли неприятеля. Большое внимание, которое американцы уделяли разведке, принесло свои плоды 4 июня-в 05:30 летающие лодки PBY, вылетевшие с Мидуэя, доложили об обнаружении вражеских авианосцев к северо-востоку от атолла. Данную информацию с КП передали командиру группы В-17, находившихся в воздухе, и на свои авианосцы. В 06:03 контр-адмирал Флетчер получил следующее сообщение: «два авианосца и линкоры, курс 320 градусов, дистанция 180». Информация лишь о двух авианосцах встревожила Флетчера, поскольку не было известно, где находились еще два авианосца.

Авианосцы готовы к бою

В 06:07 Флетчер отдал приказ Спрю-энсу двигаться на юг и нанести удар по обнаруженным кораблям противника. В 07:00 Спрюэнс решил дать самолетам команду на вылет-в тот момент японское соединение находилось примерно в 250 км от 1б-го оперативного соединения, то есть в зоне досягаемости палубных истребителей и торпедоносцев-бомбардировщиков. Однако командиры авиаэскадрилий с «Хорнета» по неустановленной причине взяли неверный курс, который в итоге вывел их значительно севернее места реального нахождения противника. Флетчер же решил не использовать авиагруппу АВ «Йорктаун» до тех пор, пока не будут обнаружены два других японских авианосца. В 06:30 на «Йоркга-уне» приняли вернувшиеся самолеты-разведчики, и Флетчер на полном ходу двинулся вслед за Спрюэнсом.

В 07:00 авианосцы 1б-го оперативного соединения приступили к выпуску своих самолетов. Эскадрильи «Хорнета» были в воздухе к 07:42, но на «Энтерпрайзе» процесс несколько задержался. Спрюэнс выделил для первого удара 116 самолетов-20 истребителей, 67 пикирующих бомбардировщиков и 29 торпедоносцев. Однако американские самолеты сформировали не три, а две группы и каждая пошла к цели своим курсом. Кэптен Симард, в свою очередь, получив данные о приближающейся армаде японских самолетов, поднял в воздух все ударные машины, оставив для обороны атолла лишь истребители. Японские наблюдатели обнаружили первые американские самолеты, шедшие с Мидуэя, вскоре после семи часов утра. Навстречу им тут же были направлены 29 истребителей, находившихся в воздухе. Атаковавшие без истребительного сопровождения торпедоносцы и бомбардировщики оказались для Zero легкой добычей: в тот день на атолл вернулись только один торпедоносец-бомбардировщик Avenger и два бомбардировщика Marauder, японцы же потеряли только два истребителя, а кораблям даже не был нанесен урон.
Нагумо перед дилеммой

Вице-адмирал Нагумо, так и не получивший никаких разведданных об американских авианосцах, в 07:15 отдал приказ подготовить резервную группу самолетов на АВ «Хирю» для второго удара по Мидуэю-на самолеты стали подвешивать бомбы. Таким образом, он нарушил указание Ямамото, требовавшего держать резервную группу в готовности доя удара по кораблям противника, то есть вооруженную торпедами. Когда группа уже была почти полностью готова к вылету, Нагумо получил донесение от одного из самолетов-разведчиков о кораблях противника. Однако доклад был сумбурный, в нем не упоминалось об авианосцах, сообщалось лишь, что в районе операции обнаружено множество американских кораблей. В 07:45 он отдает приказ приостановить вооружение самолетов резервной группы бомбами для удара по атоллу. На тот момент Нагумо имел в своем распоряжении все еще крупную по численности группу торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков, но почти не имел истребителей для их сопровождения. Однако в это время к авианосцам стали подходить возвращавшиеся с налета на Мидуэй самолеты, из которых многие имели небольшой остаток топлива или были повреждены. Необходимо было срочно очистить палубу для приема этих самолетов.

Контр-адмирал Тамон Ямагути, командир 2-й дивизии авианосцев, призывал Нагумо срочно поднять в воздух самолеты и нанести удар по американским кораблям, даже несмотря на то, что истребительный эскорт оказывался недостаточным по численности. Нагумо принял иное решение.

Новые атаки с Мидуэя

Инициатива в итоге перешла к американцам. Вскоре после 8 часов утра 16 пикирующих бомбардировщиков Dauntless из 241-й разведывательнобомбардировочной эскадрильи авиации морской пехоты США, взлетевшие с аэродрома на Мидуэе, прибыли в район нахождения противника и изготовились к атаке АВ «Хирю». На перехват им вышли 19 находившихся в воздухе Zero-восемь американских машин были сбиты, японцы потеряли один истребитель, а на «Хирю» не упало ни одной бомбы. Следом настала очередь 14 бомбардировщиков В-17, также с Мидуэя, которые атаковали «Сорю», «Хирю» и «Акаги» в 08:20 с высоты более 6100 метров. Американцы не потеряли ни одной машины, но и попаданий не добились. Последний удар защитников Мидуэя выполнили 11 старых пикирующих бомбардировщиков SB2U-3-три самолета были сбиты, попаданий они не добились.

Ввиду необходимости отразить все эти налеты палубы японских авианосцев были заняты либо истребителями, поднимавшимися на перехват противника, либо приемом вернувшихся с налета на атолл машин. Самолеты резерва поэтому оставались в ангарах. Нагумо принял трагичное решение-принять сначала вернувшиеся из рейда самолеты и лишь затем повернуть на северо-восток и пойти на сближение с обнаруженными американскими кораблями. Если бы ему удалось в 10:30, как он планировал, поднять в воздух свои самолеты, то японские летчики-ветераны не оставили американским авианосцам ни единого шанса. Однако Нагумо опоздал-американские авианосцы подняли свои самолеты в воздух в 7 утра, и они уже находились на подлете к соединению Нагумо.

Дуэль авианосцев начинается

В 08:30 контр-адмирал Флетчер, предполагавший, что его корабли уже обнаружены противником, поднял в воздух группу из 17 пикирующих бомбардировщиков, 12 торпедоносцев-бомбардировщиков и истребителей сопровождения. Таким образом, в воздухе на тот момент оказались самолеты со всех трех американских авианосцев, которые взяли курс на авианосцы вице-адмирала Нагумо.

Первыми на противника вышли две группы торпедоносцев-бомбардировщиков Devastator. Японским истребителям удалось их рассеять и нанести серьезный урон, так что американцы не добились попаданий в авианосцы противника. В то же время группа самолетов с «Хорне-та» продолжала следовать неверным курсом и вышла далеко к северу от кораблей 1-го авианосного соединения. Американцам все же повезло-пикирующие бомбардировщики с «Энтер-прайза» подошли к кораблям 1-го авианосного соединения одновременно с пикирующими бомбардировщиками и торпедоносцами-бомбардировщиками с «Йорктауна», которые пилотировали опытные летчики. К 09:45 в воздухе находился 41 истребитель Zero, самолеты барражировали на малой высоте, только что отразив атаку торпедоносцев-бомбардировщиков. Однако торпедоносцы-бомбардировщики с «Йорктауна» имели одно преимущество-шесть истребителей сопровождения Wildcat. В результате почти все японские истребители оказались вовлечены в схватку с американскими истребителями, и из группы торпедоносцев 3-й эскадрильи (VT-3) был сбит всего один Devastator, тогда как остальные, снизившись до высоты 45 метров, все же сбросили свои торпеды. Впрочем, «Хирю» они не поразили.

Первый успех американцев

Заметив торпедоносцы-бомбардировщи-ки с «Йорктауна», японцы проглядели появившиеся почти одновременно с ними самолеты эскадрильи VB-3 с «Йор-кгауна» и эскадрилий VB-6 и VS-6 под командованием лейтенанта-коммандера Маккласки с «Энтерпрайза». В 10:25 пикирующие бомбардировщики из VB-3, всего 17 машин, набросились на авианосец «Сорю», получивший три попадания. Потерь американцы не понесли. Большинство же из 32 пикирующих бомбардировщиков Маккласки атаковали авианосец «Кага», который оказался без истребительного прикрытия и не смог даже открыть огонь из зениток. Корабль получил четыре бомбы и почти тут же превратился в огромный шар пламени и дыма. Пока «Сорю» и «Кага» горели, «Акаги» оказался вне боя-его никто не атаковал. Вскоре лейтенант Ричард Бест, командир эскадрильи VB-6, обратил на это внимание и вместе с двумя другими пикирующими бомбардировщиками Dauntless из своей эскадрильи вышел из пике на АВ «Кага» и пошли севернее-курсом на АВ «Акаги». Атака оказалась для японцев полным сюрпризом-одна авиабомба калибром 453 кг, сброшенная, возможно, самим лейтенантом Бестом, попала в корабль и взорвалась в верхнем ангаре, прямо среди только что заправленных под завязку самолетов. Возник сильный пожар, который экипаж пытался тушить несколько часов.

В общей сложности в три японских авианосца попали восемь авиабомб, лишь «Хирю» остался невредим. Потери в самолетах с обеих сторон были значительными, причем американцы потеряли машины и на обратном пути-вернувшиеся с налета пилоты просто не нашли 1б-е оперативное соединение, поскольку Спрюэнс не проинформировал командиров эскадрилий о месте нахождения авианосцев. Многим летчикам пришлось садиться на воду-большую часть экипажей удалось спасти, но вот самолеты были потеряны.

Потери японцев

После налета американских пикирующих бомбардировщиков положение на трех поврежденных японских авианосцах было тяжелым-сильные пожары быстро распространялись по кораблям. Первым решилась судьба самого меньшего из них, «Сорю». К 10:40 корабль фактически «умер». Командир приказал покинуть авианосец, и в 19:13 он затонул, унеся на дно 711 человек команды и авиагруппы. Из четырех бомб, упавших на АВ «Кага», одна попала в ходовой мостик, убив командира корабля и офицера-специалиста по живучести корабля. По мере распространения огня на авианосце вышла из строя электростанция, и он остался без электроэнергии. В конечном счете было принято решение снять с авианосца оставшихся моряков и летчиков (погибли 811 человек). В 19:25 авианосец торпедами добили эсминцы.

Самой продолжительной агония была у «Акаги». После попадания в корабль авиабомбы пожар быстро распространился по полетной палубе, а в 10:42 авианосец лишился управления. В 10:46 вице-адмирал Нагумо покинул корабль, в 13:50 авианосец полностью лишился хода, и в 17:00 была отдана команда «покинуть корабль». Следующим утром Ямамото лично отдал приказ добить АВ «Акаги», из команды и авиагруппы которого погибло меньше всего людей-263 человека.

В то время как вице-адмирал Нагумо находился на горящем «Акаги», командование 1-м авианосным ударным соединением взял на себя командующий Группой поддержки контр-адмирал Хироаки Абэ, державший флаг на тяжелом крейсере «Тоне». Оставив рядом с горящими авианосцами легкий крейсер «Нагара» и шесть эсминцев, Абэ сформировал отдельную группу в составе авианосца «Хирю», двух линкоров, двух тяжелых крейсеров и пяти эсминцев. После этого командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Тамон Ямагути, находившийся на борту «Хирю», получил от Абэ приказ немедленно нанести удар по американским авианосцам. Ямагути располагал лишь 36 полностью боеготовыми самолетами-эскадрилья бомбардировщиков, эскадрилья торпедоносцев и 12 истребителей. Однако 18 бомбардировщиков «Хирю» пилотировали ветераны японской палубной авиации-лучшие из лучших, элита авианосных сил. Наконец, в 10:50 с авианосца взлетели 24 самолета, которые направились на запад-американские авианосцы находились уже всего в 160 км.

В первой половине дня Нагумо вновь принял на себя командование остатками соединения и отдал приказ всем оставшимся в строю кораблям идти навстречу противнику. Нагумо планировал навязать американцам «контактный» бой и, пользуясь преимуществом в огневой мощи своих линкоров и тяжелых крейсеров, разгромить их. Однако вскоре стало ясно, что добиться этого будет непросто-Спрюэнс, не желавший вступать в артиллерийскую дуэль с противником, стал на всех парах отходить. В это время адмирал Ямамото пытался всеми силами исправить возникшую ситуацию. В 12:20 он отдал приказ главным силам флота идти на юг-на помощь Нагумо, аналогичное приказание получило и 2-е авианосное ударное соединение, поддерживавшее действия на Алеутских островах.

Ответ «Хирю»

Около 11:55 японские летчики, наконец, увидели корабли 17-го оперативного соединения, которые находились от них на расстоянии примерно 40 км. 18 пикирующих бомбардировщиков приступили к набору высоты для выполнения бомбардировки с пикирования. Американские истребители атаковали японские бомбардировщики, на помощь которым устремились сопровождавшие ударные самолеты истребители Zero. В первые же минуты боя японцы потеряли семь пикирующих бомбардировщиков, причем три были сбиты одним Wildcat. Впрочем, оставшиеся бомбардировщики, разделившись на две группы, направились к «Йорктауну», пытаясь зайти, соответственно, со стороны солнца и с противоположной стороны. Американские истребители продолжили свои атаки и сократили количество «пикировщиков» в налете до семи машин.

Последовавшая атака стала одной из самых результативных за всю историю войны на Тихом океане-из семи бомбардировщиков прямых попаданий добились три, а еще две бомбы упали совсем рядом и нанесли определенный ущерб корпусу корабля. Первая бомба пробила ангарную палубу и вызвала небольшой пожар; вторая взорвалась в дымоходах корабля и вызвала разрушения и пожар в машинном отделении; третья бомба прошила самолетоподъемник №1 и взорвалась глубоко внутри корпуса авианосца. Назад на «Хирю» вернулось только пять пикирующих бомбардировщиков, но зато летчики нанесли серьезный урон «Йорктауну», который потерял ход и был весь объят пламенем. В 13:23 контр-адмирал Флетчер перенес свой флаг на крейсер «Астория».

Томонага атакует «Йорктаун»

Ямагути, понимая, что два американских авианосца все еще остаются полностью боеготовыми, решил нанести второй удар-для этого он выделил 16 самолетов (10 торпедоносцев и 6 истребителей), командовать которыми был назначен опытный летчик-торпедоносец тай-и Ёити (также Дзо-ичи) Томонага (звание «тай-и» соответствует примерно российскому званию «капитан-лейтенант»). Томонага, по свидетельству очевидцев, выбрал для себя наиболее поврежденный торпедоносец, тем самым показывая подчиненным, что не надеется вернуться на корабль и готов умереть, но уничтожить врага. При этом Ямагути приказал Томонаге атаковать один из двух неповрежденных американских авианосцев.

Около 14:30 Томонага заметил американский авианосец, находившийся примерно в 55 км, и тут же приказал начать атаку, не подозревая, что это уже сильно поврежденный «Йорктаун». Дело было в том, что между двумя атаками японской авиации аварийные партии «Йоркгау-на» смогли потушить пожары и восстановить подачу энергии, а корабль возобновил движение. На момент приближения второй волны японских самолетов в воздухе находились три американских истребителя, но в ходе атаки с «Йоркга-уна» была поднята истребительная эскадрилья VF-3. Примерно в это же время, в 14:40, Томонага дал торпедоносцам сигнал начать атаку. Самолеты снизились до высоты 60 метров и на скорости 370 км/ч устремились в торпедную атаку.

Заметив японские торпедоносцы, командир «Йорктауна» увеличил ход и отвернул вправо, стремясь максимально снизить эффективность торпедной атаки противника. Первая группа японских торпедоносцев, четыре машины во главе с самим Томонагой, не добились ни одного попадания, и почти все были уничтожены огнем противника, но вторая группа, зашедшая с левого борта авианосца на высоте 45 метров, смогла выпустить по нему четыре торпеды, из которых две попали в цель. «Йорктаун» потерял ход и стал крениться на левый борт. Ямагути считал, что ценой пяти торпедоносцев-бомбардировщиков и двух истребителей ему удалось сильно повредить и вывести из строя второй американский авианосец-это была трагичная ошибка. Приказ «покинуть корабль» поступил команде «Йорктауна» в 14:55, а его находившиеся в воздухе самолеты получили приказ садиться на авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз». Затем контр-адмирал Флетчер, перенесший флаг на крейсер «Астория», отдал приказ оставшимся кораблям 17-го оперативного соединения идти на юго-восток. «Йорктаун» остался в одиночестве. Борьба за живучесть на авианосце продолжалась до 6 июня, но решающую точку в его судьбе поставила японская подводная лодка-с дистанции 1200 метров она выполнила по нему торпедную атаку, и на следующий день в 05:01 «Йорктаун» пошел на дно.

Гибель «Хирю»

В 14:45 самолет-разведчик, высланный ранее с «Йорктауна», доложил об обнаружении АВ «Хирю», который оказался в 256 км от 16-го оперативного соединения. Находившийся на борту «Энтерпрайза» контр-адмирал Спрюэнс решил поднять в атаку все оставшиеся у него 25 Dauntless-в 15:42 ударная авиагруппа уже двигалась на северо-запад, причем истребительного сопровождения на этот раз не было. Однако Спрюэнс вновь не скоординировал действия «Энтерпрайза» и «Хорнета», так что «Хорнет» начал подъем самолетов только после того, как большая часть Dauntless с «Энтерпрайза» уже была в воздухе. В итоге 16 пикирующих бомбардировщиков с «Хорнета» последовали за авиагруппой с «Энтерпрайза» спустя полчаса.

Тем временем самолеты «Хирю» вернулись из второго налета на американские корабли. Летчики доложили, что тремя торпедами им удалось поразить второй авианосец типа «Йорктаун». В итоге Ямагути считал, что ему противостоит лишь один боеспособный авианосец противника, но уже в 15:50 с самолета-разведчика поступил доклад о том, что в 193 км к северо-западу от 1-го авианосного ударного соединения находятся два боеспособных американских авианосца с кораблями охранения. А вскоре пришло еще одно подтверждение-в видимости «Хирю» появились американские самолеты-это была группа с «Энтерпрайза».

Американским летчикам вновь удалось неожиданно атаковать противника-японские моряки заметили самолеты неприятеля только в 17:01, когда те уже были буквально над их головой. Через четыре минуты «янки» начали атаку: самолеты с «Энтерпрайза» нанесли удар «Хирю», а 14 «пикировщикам», переданным ранее на «Энтерпрайз» с «Йорктауна», достался соседний корабль. «Хирю» получил четыре попадания перед надстройкой и вскоре был объят пламенем и клубами дыма. Через 15 минут к месту избиения японского соединения прибыли самолеты с «Хорнета»они отбомбились уже по кораблям охранения. Судьба «Хирю» была решена-в 21:23 корабль стал уже «бесполезной стальной коробкой», к 04:30 утра 5 июня личный состав покинул авианосец, а в 05:10 японский эсминец попытался торпедами пустить его на дно. Попытка оказалась тщетной, но в 09:12 авианосец все же затонул. Из 70 человек, остававшихся на его борту, американцам удалось спасти лишь 35. Всего на «Хирю» погибли 383 человека.

Финальный аккорд

Два авианосца, задействованные в операции у Алеутских островов, приказ Ямамото идти на юг получили лишь в 15:00 4 июня. Исполнить его они могли лишь на следующее утро. Ямамото все еще считал, что сможет вырвать победу из рук противника-он планировал захватить Мидуэй, а затем разбить вражеский флот в морском бою, используя мощь своих линкоров и крейсеров. Ямамото считал, что попытка Нагумо навязать американцам «надводный бой» была слабой и не слишком агрессивной, так что вечером 4 июня (в 22:55), он освободил Нагумо от командования 1-м авианосным соединением, оставив ему руководство действиями сильно поврежденных «Акаги» и «Хирю». Место Нагумо занял вице-адмирал Нобу-такэ Кондо-командующий Соединением вторжения на Мидуэй. 4 июня в 18:11 контр-адмирал Спрюэнс запросил Флетчера: «Имеются ли у Вас инструкции относительно дальнейших действий?». Флетчер ответил: «Никаких. Буду ориентироваться на Ваши решения» (в ряде источников, как вариант: «Действуйте по своему усмотрению»). Таким образом, командование перешло к Спрюэнсу, который намеревался оставшимся составом авиагрупп нанести противнику еще больший урон, не выпуская в то же время из внимания необходимость защитить Мидуэй от возможного десанта.

В 19:15 Спрюэнс отдал приказ 16-му ОС двигаться на восток, чтобы избежать морского боя с оставшимися кораблями противника. В полночь Спрюэнс изменил курс и двинулся на север, а затем-на юго-запад. Утром 1б-е оперативное соединение оказалось в зоне досягаемости Мидуэя. В 00:15 адмирал Ямамото отдал приказ Кондо и Нагумо прекратить движение на восток и вернуться для соединения с основными силами. Через пять минут вице-адмирал Такэо Курита, командовавший Группой непосредственной поддержки, получил приказ, отменявший решение на обстрел Мидуэя. Наконец, в 02:55 адмирал Ямамото отдал приказ по Объединенному флоту о прекращении операции в районе Мидуэя. Потопив японские авианосцы, американцы попытались уничтожить и другие корабли 1-го ударного авианосного соединения.
После того как Ямамото прекратил операцию по захвату атолла Мидуэй, в наиболее уязвимом положении оказались четыре тяжелых крейсера Группы непосредственной поддержки вице-адмирала Куриты, находившиеся в 80 км от Мидуэя. Они легли на курс отхода и в этот момент обнаружили американскую подлодку. Выполняя противолодочный маневр, тяжелый крейсер «Мотами» врезался в однотипный крейсер «Микума», который получил незначительные повреждения, а вот носовая часть «Могами» была смята, и корабль не смог развивать скорость более 12 узлов. Кури-та направился на запад, оставив «Микуму» сопровождать поврежденный «Могами».

Самолеты с Мидуэя получили приказ нанести удар по двум кораблям противника, которые, как указывалось, находились недалеко от атолла, но успеха не достигли. Контр-адмирал Спрюэнс также предпринял две попытки атаковать противника-в итоге «Могами» и «Микума» получили новые повреждения, но если первый смог дойти до базы, то второй, потеряв ход, был покинут командой и затонул примерно в 19:30, унося на дно около 700 погибших. К вечеру 6 июня корабли 1б-го оперативного соединения находились на расстоянии 1200 км от острова Уэйк Вскоре после 19:00 контр-адмирал Спрюэнс повел свои корабли на северо-восток для пополнения запасов топлива. Сражение завершилось.

Итог

Несмотря на все попытки Императорского флота Японии исправить положение, после завершения сражения стало ясно, что японский флот его проиграл, понеся тяжелые потери. Основной урон пришелся на 1-е авианосное соединение-все его четыре авианосца были потоплены, оказались потеряны все находившиеся на них самолеты (248 машин). Потери в личном составе были велики, но что еще тяжелее-погибли более 700 высококлассных авиатехников на авианосцах и многие опытные летчики-ветераны морской авиации Японии (в численном выражении общие потери летчиков были не так велики-погибли лишь 110 пилотов). Всего же японцы потеряли 3057 человек убитыми.

Кроме авианосцев, японский флот потерял тяжелый крейсер «Микума».
Тяжелый крейсер «Могами» был тяжело поврежден и вернулся в строй только в 1943 году. Повреждения различной степени тяжести, но не очень значительные получили еще несколько более мелких кораблей. Естественно, оказалась сорвана высадка на Мидуэй. Единственный успех, который могли записать на свой счет японцы,это захват 7 июня островов Аггу и Кыска из Алеутского архипелага. Потери американцев были минимальными. Самой тяжелой утратой для них стал потопленный авианосец «Йорктаун». Также оказался потоплен эсминец «Хамманн». Были потеряны также 144 самолета, в общей сложности погибли 363 военнослужащих.