Сопротивление американцев в заливе Пёрл-Харбор

В полной мере использовавшие фактор внезапности японские военные самолеты роились в небе над Пёрл-Харбором, добивая поврежденные корабли американского флота.Вторая волна состояла из 172 самолетов, которые возглавил капитан-лейтенант Симадзаки Сигекадзу. Американские солдаты и моряки, оказавшиеся в тот момент в Пёрл-Харборе, не заметили никакой разницы между этими двумя волнами - одна плавно перешла в другую. Для японских же летчиков цели были теперь менее ясными: клубы черного дыма поднимались над давшими течь кораблями, суда перемешались, повсюду виднелись покрытые ржавчиной днища перевернувшихся кораблей. К тому времени, когда появилась вторая волна, зенитки ПВО заработали более эффективно. Из первой волны были сбиты всего девять японских самолетов, в то время как из самолетов Симадзаки снаряды американской зенитной артиллерии поразили 20 машин.


В Восточном заливе Пёрл-Харбора лейтенант-коммандер Билл Берфорд на эсминце «Монаган» направился на юго-юго-запад, в сторону моря, в целью найти «Уорд» и оказать ему помощь. Дым сильно затруднял обзор, корабли забили узкий коридор, ведущий к морю. Впереди, в Центральном заливе, был пришвартован «Кертисс», который просигнализировал «Монагану», что засек японскую подлодку. В 08:39 «Кертисс» обстрелял субмарину из своих орудий. Подлодка была повреждена и появилась как раз в тот момент, когда «Монаган» имел возможность также атаковать ее. «Монаган» обстрелял подлодку, сбросил глубинную бомбу, а затем попытался протаранить субмарину, после чего взял курс на мыс Беконинг, где умудрился задеть закрепленную на месте землечерпалку. «Монаган» вернулся и добрался до открытого моря, когда уже прибыла вторая волна.

Если атака первой волны прошла успешно, и во время нее японцы понесли лишь незначительные потери, вторая встретила серьезное сопротивление частично пришедших в себя американцев. Сначала растерявшийся личный состав американских ПВО в конечном счете оправился и попытался взять реванш. Два американских летчика - 2-е лейтенанты Джордж Уэлч и Кеннет Тейлор - приказали подготовить свои Р-40 на аэродроме Халейва к вылету, а затем сели в автомобиль Тейлора и помчались к аэродрому. Они вылетели сразу после 09:00. Гарри Браун и его сосед по комнате Джон Дейнс собрали эскадрилью ХО, Боб Роджерс вылетел вскоре после Тейлора и Уэлча. Следующим поднял в воздух свой Р-40 Дейнс. Пикирующий бомбардировщик пронесся мимо машины Джона Уэбстера и обстрелял Р-Зб на аэродроме Халейва. Браун и Роджерс подняли в воздух Р-36, а Уэбстер получил следующий Р-40.

Находившийся в гавани американский эсминец «Эйлвин» начал движение в сторону моря. Бомбы рвались вокруг него, но он медленно продвигался вперед. На борту «Эйлвина» былитолько энсины, все остальные офицеры остались на берегу. В 09:32 «Эйлвин» вышел в открытое море. Его командир попытался нагнать свой корабль уже после выхода его из гавани, но затем отказался от своих намерений из-за угрозы появления японских субмарин.В это время получивший повреждения линкор «Невада» медленно смещался с места своей стоянки к северо-вос-току от острова Форд. Дым частично закрывал горизонт, винты цеплялись заобломки кораблей, а в сильно поврежденном носу линкора начали образовываться трещины. Однако Томас и Рафф все же пытались попробовать провести корабль к морю, двигаясь мимо горящих на стоянке судов.Полковник Уэддингтон в Беллоузе успел подготовиться к нападению. Одинокий японский самолет обстрелял аэродром в 08:30 и улетел. С этого момента наземный персонал лихорадочно передвигал с площадок 0-47 и 0-49 из 8б-й наблюдательной эскадрильи и модифицированные Р-40 из 44-й эскадрильи перехватчиков.

Вторая волна капитан-лейтенанта Симадзаки (54 высотных бомбардировщика, 78 пикирующих бомбардировщиков, 36 истребителей) появилась в районе Канеохе в 08:55. Футида все еще летал над горящими кораблями, оценивая размер ущерба. Он остался, чтобы посмотреть и на успехи Симадзаки: эти данные были необходимы Нагумо, чтобы принять решение о проведении нового авианалета.18 высотных бомбардировщиков Итихары с «Сёкаку», сопровождаемые «Зеро», атаковали Канеохе в 08:55-Высотные бомбардировщики снизились, отбомбившись по предангарным площадкам и ангарам. После первого захода лейтенант Ноно увел свои восемь «Зеро» на юг к аэродрому Беллоуз. В 09:00 восемь самолетов Ноно атаковали аэродром Беллоуз. 0-47 были поражены пулеметным огнем, загорелся грузовик с горючим. Р-40 Уитмена из 44-й эскадрильи был сбит при попытке взлететь. Бишоп в этот момент находился в воздухе и стал легкой добычей для японскихистребителей, которые зашли ему в хвост прежде, чем тот успел набрать высоту.Гордон Джонс и его брат Эрл прибыли в Канеохе всего за пять дней до нападения японцев. Между первыми и вторыми волнами они пытались тушить очаги пожаров и разместить самолеты в более безопасных местах. Как и большинство личного состава в Канеохе, самое лучшее, что они могли сделать, так это спрятаться до тех пор, пока не завершатся бомбардировки.

Главный механик по вооружению Джон Уильям Финн, ветеран, прослуживший на флоте более 15 лет, отвечал за боеготовность пулеметов в Канеохе, но день воскресенье 7 декабря был для него выходным. Звук пулеметной очереди разбудил его, и он срочно бросился в ангары, посмотреть, что происходит. Несмотря на плотный огонь противника возмущенный вероломством японцев Финн наладил и зарядил пулеметы .30 и .50 калибров. Он получил несколько ранений шрапнелью от разорвавшейся бомбы, когда отважно вел по противнику ответный огонь, но не оставил своего поста у пулеметов. После лечения Финн настоял на том, чтобы вернуться на прежнюю должность и проконтролировать перевооружение летающих лодок PBY, которые избежали гибели в Канеохе. Позднее Финн был награжден Почетной медалью Конгресса.

В тот день во время налета на Канеохе погибли 18 американских механиков и гражданских лиц. Их похоронили на следующий день на мысе Мокапу. Тамже был погребен и лейтенант Иида Фусата, который после того, как его самолет был подбит, сам направил его в пике и разбился о землю.Несмотря на потерю самолета Ииды, в ходе атаки Канеохе были достигнуты поставленные цели. Три PBY находились в патруле, но 33 оставшиеся машины были уничтожены. Истребители сопровождения Ииды начали перестраиваться, чтобы направиться к Уилеру, когда в небе появились американские истребители, открывшие огонь из своих пулеметов. Четыре летчика от 46-й эскадрильиперехватчиков сумели поднять в воздух свои Р-Зб с Уилера и направились к Канеохе. Фудзита Ийодзо, заместитель Ииды, сбил Р-Зб Гордона Стерлинга, но из-за полученных им самим повреждений был вынужден выйти из боя и вернуться на «Сорю».