Сражение за атолл Мидуэй



Сражение за атолл Мидуэй стало дуэлью авианосных соединений американского и японского флотов, а главным оружием в ней были самолеты. В апреле 1941 года почти все авианосцы японского флота были сведены в одно соединение, в оригинале носившее название Kido Butai (можно перевести как «мобильные силы») и организационно подразделявшееся на три авианосные дивизии (или дивизии авианосцев), по два тяжелых авианосца в 1-й и 2-й дивизиях, тогда как 4-я дивизия имела один авианосец. По состоянию на декабрь 1941 года, соединение включало четыре дивизии авианосцев-три по два авианосца и одна дивизия в составе четырех авианосцев, а по состоянию на 10 апреля 1942 года-четыре дивизии авианосцев по два авианосца в каждой и одну дивизию крейсеров и эсминцев. Для непосредственного удара по атоллу Мидуэй были выделены 1-я и 2-я дивизии авианосцев в составе четырех тяжелых авианосцев, сведенные в 1-е ударное авианосное соединение.

Флагманским кораблем 1-й дивизии авианосцев был авианосец (АВ) «Акаги», который первоначально проектировался как линейный крейсер, но затем проект был изменен, и корабль достроили уже как авианосец, отличавшийся высокой скоростью хода, хорошей бронезащитой и большой авиагруппой (91 самолет-истребители, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы-бомбардировщики, включая 66 боеготовых и 25 в резерве). Вместе с ним в дивизии числился АВ «Кага»самый «медленный» из японских авианосцев, построенный в 1920-х годах, но зато способный брать на борт авиагруппу в составе 72 боеготовых самолетов и еще 18 машин в резерве.

Два других авианосца, «Сорю» и «Хирю», принадлежали к одному типу «Хирю»пожалуй, лучшему типу японских авианосцев того времени. Корабли имели достаточно крупные авиагруппы, а также высокую скорость хода. На обоих авианосцах находились авиагруппы, по численности сравнимые с более крупными и тяжелыми «Акаги» и «Кага». Еще одна дивизия авианосцев включала авианосцы «Секаку», который после Сражения в Коралловом море проходил ремонт, и «Дзуйкаку», чья авиагруппа бьиа не готова на тот момент и потому не принимала участия в сражении.

Авианосная авиация японского флота

Главной ценностью «мобильных сил» (Kido Butai) являлась их авиация-мощный воздушный «кулак», который мог внезапным и сконцентрированным ударом уничтожить почти любого противника. По свидетельствам очевидцев, профессиональное мастерство и боевая выучка летчиков японской авианосной авиации, и подготовка палубных команд на авианосцах бьии выше, чем у американцев. Так, в Сражении за атолл Мидуэй 108 японских самолетов поднялись в воздух менее чем за 20 минуту американцев на это ушло около часа. При этом базировавшиеся на японских авианосцах авиагруппы были смешанными-истребители, пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы-бомбардировщики. В итоге, пока одна дивизия авианосцев поднимала в воздух пикирующие бомбардировщики, другая выводила в бой торпедоносцы-бомбардировщики.

Kido Butai располагали самыми подготовленными и опытными летчиками на всем Тихоокеанском ТВД, причем в авиагруппах около 70-85% летчиков были ветеранами Перл-Харбора. Определенные проблемы были с самолетами, особенно в части восполнения крупных потерь в ходе тяжелых боев. Как результат-авианосцы, принимавшие участие в Сражении за атолл Мидуэй, располагали авиагруппами меньшей численности, чем авианосцы, участвовавшие в нападении на Перл-Харбор всего несколькими месяцами ранее. Уязвимым местом японских авианосцев были слабая ПВО и отсутствие радиолокационных средств, что существенно ограничивало их возможности по самообороне. Примечательно, что, хотя японские авианосцы имели средства ПВО малой и большой дальности, они оказались, по мнению экспертов, неэффективными. Так, из 144 самолетов, потерянных американцами в ходе сражения, лишь полдесятка были уничтожены средствами ПВО авианосцев. Командирам авианосцев оставалось полагаться в основном на умелое маневрирование. Особенно эффективным оно было при уклонении от торпед противника, хотя почти не помогало против хорошо подготовленных летчиков пикирующих бомбардировщиков.

Японские авианосцы

В июне 1942 года японские АВ имели два важных преимущества перед АВ американцев-истребители и торпедоносцы-бомбардировщики. Стандартным палубным истребителем был АбМ Туре 0 (обе стороны называли его «Zero»), отличавшийся превосходной маневренностью и высокими скоростью и скороподъемностью. Самолет имел мощное вооружение, но уступал американским палубным истребителям в живучести-у него не было протестированных (самозатягивающихся) топливных баков, самолет имел плохую бронезащиту и не очень надежный мотор.

Основным «палубным бомбардировщиком», как называли в японском флоте пикирующие бомбардировщики, в июне 1942 года был D3A1 Туре 99 Carrier Bomber (получил у союзников обозначение «Val»). Это был самый тихоходный и незащищенный японский самолет корабельного базирования-старая конструкция, неубирающееся шасси и недостаточно мощный двигатель. Впрочем, в умелых руках это был великолепный пикирующий бомбардировщик, и если зенитчики не сбивали его, то противник «имел серьезные неприятности». Главной же ударной силой японской авианосной авиации в морских сражениях были торпедоносцы-бомбардировщики, основным из которых в то время являлся B5N2 Туре 97 (получил у союзников кодовое обозначение «Kate»).

Авианосные силы ВМС США

ВМС США вступили в войну, располагая на Тихом океане пятью тяжелыми авианосцами типов «Лексингтон» и «Йор-кгаун». Однако ко времени событий у Мидуэя авианосец «Саратога» получил тяжелые повреждения, а «Лексингтон» был потоплен, так что адмирал Нимиц мог противопоставить японцам только три авианосца типа «Йорктаун»-«Йорктаун», «Энтерпрайз» и «Хорнет». Данные авианосцы имели хорошую противоторпедную защиту, бронирование и средства ПВО, включая 20-мм зенитные автоматы. Все они имели также РЛС.

Авиагруппы авианосных сил ВМС США

По оценкам специалистов, одним из главных недостатков авианосных сил ВМС США в 1942 году была низкая эффективность координации воздушных ударов. Проблема отчетливо проявилась и в Сражении за атолл Мидуэй. Уставы требовали от командиров авианосцев после обнаружения цели поднимать в воздух всю авиагруппу. Однако сделать это за один раз было невозможно-все самолеты просто не умещались на полетной палубе, так что приходилось поднимать авиагруппу в воздух в два захода. Результат«волны» самолетов подходили к цели в разное время, четко скоординированную атаку провести не получалось. В действиях у Мидуэя лишь «Йоркгаун»смог организовать некое.