Сталинградский котел

В конце 1942 года 6-я немецкая армия была окружена советскими войсками в Сталинграде, после чего Гитлер приказал организовать бесперебойное снабжение группировки по воздуху.3 ноября 1942 года в 14:00 советские войска 4-го механизированного корпуса соединились с частями 4-го танкового корпуса в районе Калача, завершив окружение 6-й армии генерала Фридриха Паулюса в Сталинградском котле. Всего через четыре дня советское зимнее контрнаступление - операция «Уран» -полностью изменило ситуацию на фронте, и стратегическая инициатива перешла в руки Красной Армии. Кроме собственно 6-й немецкой армии в Сталинградском котле также оказались части 4-й танковой армии и остатки 4-й румынской армии -в общей сложности 256 ООО немецких и 11 ООО румынских солдат.


Гитлер был полон решимости продолжить бои и деблокировать окруженную группировку, поэтому приказал организовать ее снабжение всем необходимым по воздуху. Он также сформировал новую мощную группировку -группу армий «Дон» под командованием генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна. Он поручил организовать новую линию фронта и затем деблокировать армию Паулюса.Операция Люфтваффе по снабжению 6-й армии началась 4 ноября. Ее проведение было поручено генералу Вольфраму фон Рихтгофену, командующему 4-м Воздушным флотом, в который были включены соединения транспортных самолетов и бомбардировщиков, которые должны были действовать с аэродромов в Тацинской и Морозовской. Хотя Люфтваффе уже имели опыт снабжения по воздуху окруженных группировок на Восточном фронте, в данном случае у них хватило самолетов лишь для того, чтобы обеспечить около 12% суточной потребности находившихся в окружении войск. Тем не менее главнокомандующий Люфтваффе Герман Геринг уверил Адольфа Гитлера, что он может успешно снабжать войска в Сталинграде всем необходимым в течение всего времени, необходимого Манштейну, чтобы подготовить деблокирующую операцию.

Непосредственное руководство по снабжению 6-й армии было возложено на командира VIII авиационного корпуса Мартина Фибига, который разместил свой штаб на аэродроме в станице Тацинской. Аэродром имел 1500-метро-вую взлетно-посадочную полосу с грунтовым покрытием, однако постоянно содержать ее очищенной от снега было довольно затруднительно; при минусовой температуре для прогрева двигателей приходилось использовать специальную технику. Фибиг решил развернуть все свои транспортные самолеты В-52 в Тацинской, а бомбардировочные эскадрильи - в Морозовской. Находясь его в 80 километрах от позиций советских войск, он довольно мало внимания уделил организации наземной обороны.Объемы продовольствия и снаряжения, доставляемого по воздуху окруженным немецким войскам, были недостаточными. Но самолетам удалось эвакуировать тысячи раненых, что в результате спасло им жизнь. Тем временем фон Манштейн требовал дополнительных подкреплений для проведения деблокирующей операции.